БУДО

Интервью, СМИ

Вопросы и ответы о Бушинкай

Вопросы руководителю «Бушинкай Интернэшнл» Евгению Радишевскому. 


Скажите, как удалось сформировать такую обширную боевую систему, как Бушинкан Бу Дзюцу? Известно, что Вы изучали разные направления боевого искусства много лет. Вам многое пришлось изменить согласно своему опыту?


Е.Р. Мы ничего, принципиально нового в техническом отношении, не создавали. Не занимались изобретением техники, не меняли сути её исполнения. Бушинкан использует классическую японскую технику. Наше новаторство в методиках преподавания, в современной классификации и систематизации технических действий, в разъяснении основополагающих принципов с самого начала обучения.


На это ушло много времени?


Е.Р. Думаю, что на это уйдет очень много времени. Потому что, система развивается и сейчас. Опять же, не технически, а принципиально. Появляются более совершенные методики обучения отдельным аспектам боевого искусства, совершенствуется систематизация. По мере возможности мы стараемся внедрять их в нашу практику.


Однако декларируется, что Вы и Ваши ученики сейчас практикуют традиционные боевые искусства в неизменной форме? Как это совмещается?


Е.Р. Достаточно легко. Я считаю, что древние Бу-Дзюцу помогают понять ряд важных принципов. И не вижу проблем, чтобы практиковать в абсолютно неизменном виде Корю Дзю-Дзюцу. Никто не мешает реализовывать освоенные принципы в повседневной жизни, в том числе и на тренировках в Бушинкан Дзю-Дзюцу.

Нашу организацию курируют несколько мастеров из Японии и большинство обладателей мастерских степеней и преподавателей Бушинкай параллельно имеют квалификацию в каком-то из традиционных японских боевых искусств. Ряд специалистов нашей организации также имеют передачи во внутренние практики классического дзю-дзюцу.


Часто встречается мнение, что старинные боевые искусства изжили себя и практически не приспособлены к условиям современной жизни. Что лично Вы думаете по этому поводу?


Е.Р. Я с подобными утверждениями категорически не согласен. Боевое искусство по идее не может себя изжить. Может, по ряду причин, не быть в данный момент мастеров высокого уровня. Однако если боевая техника дожила до нашего времени из глубин веков, можно сделать вывод, что она была рабочей. Воин не имел возможности тратить время на изучение неработающих приемов. А потратив его таким образом, он погиб бы в схватке. И неприменимая техника умерла бы вместе с ним. Практически все, что мы сейчас видим – это варианты какой-либо старинной техники. Анатомия и физиология человека не изменилась за последние пару сотен лет настолько, чтобы болевые воздействия на суставы перестали бы приводить к результату, центр тяжести человека не сместился, нивелируя эффективность выведения из равновесия, сонные артерии не ушли вглубь шеи, сделав неэффективным удушение.

Другое дело, что школами боевого искусства часто называют себя системы, не прошедшие воинский путь. Такими могут быть школы, созданные не в период войн и дуэлей и при этом отрицающие полезность опыта тренировочных и спортивных схваток. Зачастую можно увидеть условно эффективную технику, комбинации зрелищные, но практически невозможные в случае активного сопротивления реального противника.


Некоторые специалисты высказываются о необходимости спортивных поединков, другие категорически неприемлют их. Каково Ваше мнение о спорте и его роли в развитии воина?


Е.Р. Я считаю, что это индивидуально. Очень часто хороший спортсмен не в состоянии проявить себя в реальной ситуации сломавшись психологически, а не очень хороший на татами воин реально выполняет сложную боевую задачу. В том числе может одержать победу над превосходящим его по многим качествам опытным спортсменом.

Спортивный поединок может развить чувство дистанции, тайминг и другие полезные качества. Однако в ряде случаев, может и выработать неверный для реального боя динамический стереотип, который помешает выполнить необходимую задачу. Действительно, в спорте есть крайне полезные технические действия, часто позволяющие выиграть спортивный поединок. Однако из-за существующих в любом спорте ограничений, эти приемы в таком «спортивном» виде категорически не рекомендуется применять в реальной ситуации уличной схватки. Попробуйте прицельно стрелять из пистолета после того, как попали голым кулаком в зубы противника и разбили руку, (что почти невозможно в защитной перчатке). Или сделать удержание из арсенала самбо или дзюдо на земле при том, что у противника, как правило, свободна одна рука и он может нащупать на земле гвоздь, камень или что-то подобное. Или затянуть противника в борьбу лёжа при том, что, в любую минуту из-за угла может появиться приятель вашего оппонента. Да и вообще, куча эффективных в спарринге техник просто пропадает или очень существенно изменяется, если противник имеет какое либо режущее или колющее оружие. Например, почти все виды бросков через бедро и плечо пи которых вы поворачиваетесь спиной к противнику, оставив свободной одну из его рук.


Но очень многие Ваши ученики выступают в различных соревнованиях и проходят многочисленные и достаточно жесткие схватки во время экзаменов, при чем часто это происходит на на татами, а на обычной земле с буграми и камушками. Врядли они к этому не готовятся на тренировках заранее.


Е.Р. Да, практически все дерутся. Я не сказал, что это плохо. Я только заметил, что есть плюсы и минусы в практике ограниченных спортивных поединков. Не представляю себе, как научить человека драться, если он никогда этого не пробовал. Все равно, что учить иностранный язык, не разговаривая.


Много ли последователей Вашей Школы?


Е.Р. Сложно сказать точно, т.к. их количество не постоянно. Думаю, несколько тысяч человек практикует Бушинкан дзю-дзюцу сравнительно регулярно. И отдельные группы людей посещают наши учебные мероприятия, расширяя свой кругозор, но, продолжая оставаться в русле своих направлений. Кроме того, члены нашей организации принимают участие в качестве преподавателей в международных конгрессах в разных странах мира и проводят тематические занятия.


Много ли в Вашей организации людей, которые достигли уровня черного пояса? Насколько это сложно в сравнении с другими системами?


Е.Р. В нашей организации, степени черного пояса достигли немногим больше восьмидесяти человек. Из них с нами сейчас около семидесяти. Остальные по разным причинам либо прекратили свои занятия вообще, либо стали работать самостоятельно или в других организациях.

Что касается сложности, то я уверен, что достичь этого уровня может каждый практикующий, который имеет желание и настойчивость. Сравнивать с другими системами я не берусь, т.к. очень уж непохожими могут быть аттестационные требования разных Школ. Да и вопрос сложности зависит от индивидуальной подготовки. Но, думаю, что экзамен на черный пояс у нас достаточно запоминающийся. Я считаю, что это целая веха в жизни человека, вне зависимости от того, планирует ли он стать профессионалом в боевом искусстве.


Наверняка Вам задавали вопросы о мистике в японских боевых искусствах. Вы можете что-то сказать об энергии «Ки», о которой часто слышно из уст последователей айкидо и других направлений? На слуху всяческие «чудеса» творимые с применением этой энергии.


Е.Р. Знаете, на самом деле об энергии «Ки» мастера говорят очень редко. Лично я, практически никогда об этом не слышал, по крайней мере, на общих тренировках. Лично для меня, существование этой энергии несомненно, однако скорее, это не вопрос особого владения чем-то экстраординарным, а скорее вопрос понимания и терминологии. Энергия есть как во мне, так и во всех окружающих людях. И не только в людях. Я считаю, что умение использовать эту энергию более совершенно, чем это обычно получается у других людей – это мастерство, которое зависит от контроля дыхания, координации и, наверное, в основном, от психологического равновесия и контроля сознания. Для всех этих пунктов существуют специальные практики, которым обучаются на разных этапах изучения боевого искусства.

Различные побочные эффекты, которые могут быть проявлены при подобных практиках, я бы не назвал «чудесами».

Что касается сложности, то я уверен, что достичь этого уровня может каждый практикующий, который имеет желание и настойчивость. Сравнивать с другими системами я не берусь, т.к. очень уж непохожими могут быть аттестационные требования разных Школ. Да и вопрос сложности зависит от индивидуальной подготовки. Но, думаю, что экзамен на черный пояс у нас достаточно запоминающийся. Я считаю, что это целая веха в жизни человека, вне зависимости от того, планирует ли он стать профессионалом в боевом искусстве.


Наверняка Вам задавали вопросы о мистике в японских боевых искусствах. Вы можете что-то сказать об энергии «Ки», о которой часто слышно из уст последователей айкидо и других направлений? На слуху всяческие «чудеса» творимые с применением этой энергии.


Е.Р. Знаете, на самом деле об энергии «Ки» мастера говорят очень редко. Лично я, практически никогда об этом не слышал, по крайней мере, на общих тренировках. Лично для меня, существование этой энергии несомненно, однако скорее, это не вопрос особого владения чем-то экстраординарным, а скорее вопрос понимания и терминологии. Энергия есть как во мне, так и во всех окружающих людях. И не только в людях. Я считаю, что умение использовать эту энергию более совершенно, чем это обычно получается у других людей – это мастерство, которое зависит от контроля дыхания, координации и, наверное, в основном, от психологического равновесия и контроля сознания. Для всех этих пунктов существуют специальные практики, которым обучаются на разных этапах изучения боевого искусства.

Различные побочные эффекты, которые могут быть проявлены при подобных практиках, я бы не назвал «чудесами».

 

Что касается сложности, то я уверен, что достичь этого уровня может каждый практикующий, который имеет желание и настойчивость. Сравнивать с другими системами я не берусь, т.к. очень уж непохожими могут быть аттестационные требования разных Школ. Да и вопрос сложности зависит от индивидуальной подготовки. Но, думаю, что экзамен на черный пояс у нас достаточно запоминающийся. Я считаю, что это целая веха в жизни человека, вне зависимости от того, планирует ли он стать профессионалом в боевом искусстве.


Наверняка Вам задавали вопросы о мистике в японских боевых искусствах. Вы можете что-то сказать об энергии «Ки», о которой часто слышно из уст последователей айкидо и других направлений? На слуху всяческие «чудеса» творимые с применением этой энергии.


Е.Р. Знаете, на самом деле об энергии «Ки» мастера говорят очень редко. Лично я, практически никогда об этом не слышал, по крайней мере, на общих тренировках. Лично для меня, существование этой энергии несомненно, однако скорее, это не вопрос особого владения чем-то экстраординарным, а скорее вопрос понимания и терминологии. Энергия есть как во мне, так и во всех окружающих людях. И не только в людях. Я считаю, что умение использовать эту энергию более совершенно, чем это обычно получается у других людей – это мастерство, которое зависит от контроля дыхания, координации и, наверное, в основном, от психологического равновесия и контроля сознания. Для всех этих пунктов существуют специальные практики, которым обучаются на разных этапах изучения боевого искусства.

Различные побочные эффекты, которые могут быть проявлены при подобных практиках, я бы не назвал «чудесами».